Коррекционная работа педагога-психолога

Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагогапсихолога е детьми в МКДОУ «Детский сад №2 «Светлячок»
Цель коррекционной
работы
педагога-психолога оказание
своевременной
психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и
личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на
эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику
по основным направлениям:
- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
- индивидуальная диагностика по запросам родителей;
- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере,
отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство
выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они
проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка,
снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное
развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций
ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает
психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и
мастер-классов.
В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ направлена:
- на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;
- повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических
функций (памяти, внимания, восприятия Ь т. д.);
- овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта
практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном
взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует
не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая
программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и
работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов,
родительских клубов, тренингов.
Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного
обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме,
может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты
диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его
личностных
характеристиках
(уровне
самооценки,
тревожности, притязаний,
агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика
показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками,

которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация
необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом,
комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или
практической
деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т.
д.). Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы
как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация,
сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.
Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения,
повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность
изучать (или
повторять) материал
более
вариативно.
В
начале
обучения
по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии
тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и
правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.
Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование
различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических
заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных
ситуаций.
Занятия
обязательно
должны
включать
технологии
здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в
развитии - сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях
детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она
осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую
коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Алгоритм коррекционной работы
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы,
подтверждение обоснованности/необоснОванности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
- групповая диагностика;
- индивидуальная углубленная диагностика.
II этап. Уточнение проблемы
Составление коррекционно-развивающей программы.
III этап. Решение проблемы
1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение,
изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его
среду.
2. Итоговая диагностика.

ж

Содержание развивающей и коррекционной работы в ДОУ
Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие педагогапсихолога и воспитателей на процесс формирования личности ребенка. Для
осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог
разрабатывает и осуществляет ряд программ помощи детям:
- программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка
на каждом возрастном этапе;
- программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом
развитии;
- программы психологической помощи детям, оказавшимся в экстремальных и
критических жизненных ситуациях.
Программы
развивающей
и
психокоррекционной
работы
включают
психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и
осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом
совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и коррекционная работа проводится в процессе специальной работы
педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных
мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Развивающие и коррекционные занятия бывают индивидуальными и групповыми.
Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также
разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая.
Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста,
чем педагог - психолог. Тогда психолог в саду может рекомендовать другого специалиста.
Программы, используемые псдагогом-психологом должны храниться в оформленном виде
в соответствии со всеми требованиями.
Индивидуально-ориентированные профилактические программы, в которых
отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в
сопровождении воспитанника описаны названия проводимых мероприятий, формы
проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что
и программы групповой коррекционно-развивающей работы.
«-'

Виды работ используемых педагогами для коррекции развития детей.
1. Целостное восприятие через сенсорные эталоны (тактильные ощущение) и
осмысленность эталонов (называние предмета).
2. Вычленение главных частей и свойств (форма, размер, ц вет).
3. Пространственные взаимоотношения частей по отношению друг к другу.
4. Установление более глубоких свойств предметов (для чего сделан, из чего сделан).
Виды упражнений:
- на нахождении спрятанных в рисунках предметов;
- определение предмета по контуру, силуэту;
- работа с картиной, мозаикой;
- определение признаков данного предмета;
- составление разрезанных картинок;
- сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме, нахождение
одинаковых предметов и различий;
- работа с кубиками (построение заданных ф игур);
- работа с мозаикой (фишки, пуговицы, создание образа.
Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с
небольшими изменениями)
Пространственное ориентирование
Учить определять левую, правую сторону, верх, низ.
Обучение самоконтролю.

Любая свободная деятельность.
Подвижные игры.
Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием.
Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением.
Настольные игры (шашки, шахматы) .
Ориентирование на листе бумаги:
- рисование по заказу;
- графические диктанты.
Моторика
Развитие мелких мышц руки, уверенности
Повышение самооценки
Снижение тревожности
Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом.
Работа с проволокой.
Лепка (заглаживание вмятины).
Мозаика.
Гимнастика для пальчиков.
Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами.
Использование элементов психогимнастики.
Создание ситуации успеха.
Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах.
Игры-соревнования (шуточные, где победа дается легко, переходя от одного к другому.
Память
Увеличение количества входящей информации, т. е. увеличение объема памяти через
обучение приемам запоминания
Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая)
Игра «Снежный ком»:
-Название слов по одной тематике (кружка, стакан).
-Добавление слов по смыслу (медведь, берлога, косолапый).
-Слова на разную тематику (существительные).
-Слова, обозначающие действие.
-Слова, обозначающие признаки предмета.
-Составление предложения (каждый следующий повторяет предыдущее).
Игра «Попугай». Взрослый читает - ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает
(идет увеличение слуховой информации).
Развитие зрительной и вербальной памяти
Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что
нарисовали до него и прибавляет свое).
Игры Никитиных (развивающие).
Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план.
Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения
Организация наблюдения.
Создание условий для всестороннего восприятия окружающего.
Создание благоприятной атмосферы для общения.
Направления работы:
Работа над артикуляционным аппаратом:
-скороговорки;
- гимнастика для язычка;
- рифмовка (чу-чу-чу, я купила дачу, уроки учу, иногда я шучу, часто очень молчу) ;
- четкое проговаривание (медленно, шепотом, певуче, без звука, убыстряя темп,
максимальный темп, громкая речь) .
Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры ).
Расширение словарного запаса:

- пояснение новых слов;
- подбор красивых выражений;
- работа над поговорками и пословицами;
Выявление признаков предметов и явлений:
- загадки;
- предметное описание, общее понятие (по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, их чего
сделан, для чего предназначен);
Составление рассказов:
- творческих (словесное рисование);
- по картинке (в помещении, что было до этого, что потом, что будет после, результат) ;
- на улице (время года, суток, описание предыстории событий, описание событий,
результат, вы вод).
Мышление
- образно-логическое,
- наглядно-действенное,
- конструктивное
7.Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации
Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление
связей между н и м и ).
- Что относится к одежде? Что связывает эти вещи?
- Что общего? Чем отличны?
- На какие фигуры можно разделить (рис. человека).
- Сколько отдельных предметов в данной картине.
Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа).
- Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных, чтобы получилась картина
«Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных
картинок.
- Узнай, что это? - игра. Называются признаки предмета - ребенок определяет сам
предмет.
- Собирание разрезных картинок.
Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление - что
общего между розовой картиной и закатом) .
Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения.
Внимание
Концентрация (сосредоточение)
- Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 зн ак).
- Выполнение заданий при незначительных помехах.
- Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии.
Найти:
- Отличия;
- Сходство;
- Что изменилось;
- Нелепицы.
Раскрашивание второй половины рисунка по образцу.
Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование.
Игра «Что же это было? » поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к
разным категориям, группам. Дети должны их назвать.
Работа с мозаикой (фишки).
Переключение
- Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное
время - другой знак) .
- Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка - в обратном.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(988) 691-80-00

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».